Расписка при сделках: лист бумаги или документ?

 

В операциях с недвижимостью одна из сторон, участвующая в сделке, передает другой денежные суммы. Например, в сложившейся сегодня практике аренды жилья квартирные хозяева предпочитают брать с жильцов квартплату за месяц, а то и за три вперед, страхуя себя таким образом от различных рисков - порчи имущества, неплатежеспособности клиентов и т.п. Тогда плательщик вправе потребовать с получателя суммы расписку. Но какова юридическая значимость этого документа, и можно ли будет использовать расписку в качестве весомого аргумента, если дело дойдет суда?

Законодательство рекомендует нам брать расписку в следующих случаях. Если речь идет о передаче «из рук в руки» сумм, превышающих десять минимальных размеров оплаты труда – МРОТ (ст. 808 ГК РФ). Сейчас пока МРОТ равен 2300 руб., но с 1 января 2009 года его сумма, вероятно, повысится до 4330 рублей, поскольку Госдума приняла поправки к закону, приравнивающие ставку МРОТ к величине прожиточного минимума в Российской Федерации.

С нотариусом или без?
Когда мы говорим о сделках с недвижимостью, то понятно, что речь идет о передаче денег при заключении договоров аренды или купли-продажи. Если передается аванс за аренду жилплощади или передача некоей суммы предшествует акту купли-продажи недвижимости (гарантируя серьезность намерений покупателя), то расписка имеет юридическую силу даже без нотариального заверения. Это вытекает из статей 163-164 ГК РФ, в которых устанавливается, что заверения требуют только сделки, требующие обязательной государственной регистрации (земля, недвижимость).

(Кстати, насчет термина «аванс». Он в Гражданском кодексе нигде не упоминается, но на московском рынке недвижимости распространены именно авансы. В чем тут проблема – читайте в нашей статье «Изучаем правила рынка: аванс или задаток».)

Однако если имеется, пусть даже небольшой, риск невозврата, лучше все-таки заверить расписку у нотариуса. Тогда, если дело дойдет до суда, можно будет исключить претензии заемщика относительно подлинности расписки и, тем самым, ускорить судебное решение.

«Расписка в простой письменной форме, несомненно, является веским доказательством по делу, и часто выступает аргументом в судебной практике, - говорит Александр Арутюнов, доктор юридических наук, председатель Московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры», - Редкие случаи отказа от своей подписи и оспаривания подлинности расписки решаются посредством проведения почерковедческой экспертизы. При этом первоначальные расходы несет на себе заявитель ходатайства, но окончательные издержки оплачивает все же лицо, проигравшее спор».


Третий не лишний
Одно время требовалось две подписи участников сделки и подписи свидетелей, сегодня достаточно одной подписи – получателя суммы. Но все же для подстраховки желательно включить в расписку подписи двух свидетелей сделки. Отсутствие свидетелей при передаче денег может сподвигнуть вашего оппонента на заявление, что расписка – подложная, и ее следует исключить из доказательств.

«Если человек отказывается от расписки, получателю придется заказывать дорогостоящую графологическую экспертизу или доказывать свою правоту в суде, вот тогда и пригодятся показания свидетелей сделки», - резюмирует Максим Каталов, директор АННТ «Открытая компания».


Что писать в расписке
Каких-то официальных требований к распискам Гражданский кодекс Российской Федерации не предъявляет. Документ составляется в произвольной форме. В расписке обычно указывают:

- размер суммы;
- за что она получена;
- паспортные данные контрагентов, включая адреса их постоянного места жительства.

Завершается расписка фразой о том, что деньги в определенном количестве и в определенной валюте плательщик передал, а получатель получил, стороны претензий друг к другу не имеют, после чего указывается дата сделки и подписи обеих сторон с расшифровкой.

К расписке, которую дает хозяин съемной квартиры при передаче аванса, прилагается опись вещей, находящихся в арендуемой квартире. Их стоимость, в случае порчи, будет обязан возместить арендатор. Поскольку вещи эти, как правило, не новые, напротив каждой в списке указывается сумма, в которую их оценивает арендодатель, например:

Стиральная машина Ariston - 7 тыс.руб.
Электрическая кухонная плита Gorenje GI 438 W - 11 тыс.руб.
Холодильник Indesit - 6 тыс.руб.
Тостер Bork - 300 руб. и т.п.

Образец расписки можно посмотреть в приложении к статье.


Расписка также требуется:
при ежемесячных расчетах за аренду
При регулярных расчетах арендатора и арендодателя тоже не стоит пренебрегать распиской в получении денег. Не бойтесь прослыть занудой в глазах квартирных хозяев, ведь осторожность в финансовых вопросах никогда не бывает излишней.

Если в вашей расписке указаны данные квартиры (объект договора), то в принципе, ее можно рассматривать как договор, хотя желательно все же, оформить акт аренды квартиры в виде отдельного документа – специального договора найма жилплощади.

при купле-продаже квартиры
Опытные продавцы и покупатели знают, что в договорах «купли-продажи» недвижимости существуют разные виды указания сумм. Если квартира находится в собственности более трех лет (чему свидетельствует документ о регистрации права), тогда в договоре можно смело указывать реальную сумму сделки в рублях, какой бы она ни была, - при этом продавцу не потребуется выплачивать государству налог с продаж, и он может открыто легализовать свой доход, - напоминает Елена Новожилова, юрист «Универсальной Компании «Ладком».

А вот если квартира в собственности менее 3-х лет (например, продавец недавно вступил в права наследства), то сумма продажи более 1 млн. рублей подлежит налогообложению – 13% с суммы, превышающей 1 млн. руб. Тогда в договоре показывают, например, сумму в 999.000 руб, а на остальную сумму пишут расписку, в которой отражена реальная рыночная стоимость квартиры.

Иногда берут две расписки, но это неправильно, т.к. происходит удвоение сумм и недобросовестный покупатель может потом трактовать их в свою пользу, - добавляет Максим Каталов («Открытая компания»). Правильнее в одной расписке указывать обе суммы - реальную и указанную в договоре. А чтобы «легализовать» эту рыночную сумму, в документе обычно говорится, что она выплачивается за неотъемлимое улучшение жилища или за оборудование, дорогую бытовую технику, остающуюся в продаваемой квартире и т.п. «Замечу, что «Открытая компания» является популяризатором прозрачных сделок и ратует за «белую» бухгалтерию с указанием реальных, а не заниженных продажных сумм», - добавляет Максим Каталов.

Однако, по мнению Елены Новожиловой («Ладком»), более важным документом при купле-продаже жилья является акт приема-передачи собственности, в котором указано: «взаиморасчеты между покупателем и продавцом произведены, стороны претензий друг к другу не имеют». Оспорить такой передаточный акт в суде будет уже довольно сложно.

при получении налогового вычета
Расписка принципиально важна и для обращения в налоговую инспекцию – если покупатель хочет получить налоговый вычет.


Чем большим количеством бумаг обложит себя человек, который платит деньги, тем он будет лучше защищен. И вопрос – брать или не брать расписку в принципе не должен стоять. Тем более, что ее написание уж никак не займет у вашего парнтера по сделке много времени. А потратить лист бумаги ради собственного спокойствия, надеемся, никому не жалко.

Источник: Интернет-журнал Metrinfo.ru